Хорошее катание для хоккеиста - это база для дальнейшего обучения хоккейному мастерству. Искусно владея коньками, игрок имеет целый ряд преимуществ над соперником в любой игровой ситуации. Скольжение, виражи, торможения, движение лицом и спиной - это все элементы катания. Умение правильно кататься, можно достичь только при регулярных тренировках с самых первых шагов на льду. Тренировки по технике катания хоккеистов должны проводиться в достаточном объеме с самого начала и до окончания спортивной карьеры. И совсем юные, и уже опытные хоккеисты, если хотят добиться успехов, должные уделять достаточно внимания этому, на первый взгляд простому элементу хоккейного мастерства.

На тренировочных сборах ШХМ "Реванш" каждая возрастная группа ежедневно выполняет специальные упражнения по развитию техники катания. В методике тренировочного процесса школы «Реванш» абсолютно разные упражнения, направленные на постановку техники катания, от простых до самых сложных, в разных вариантах и комбинациях. Для достижения положительного результата тренеры проводят тренировки разнообразно и увлекательно.

Первый этап обучения технике катания - это правильное выполнение различных элементов катания на коньках в низкой посадке (стойка хоккеиста). Этот этап можно назвать базой для дальнейшего развития хоккеиста.

Второй этап совершенствования навыков катания на коньках - это выполнение различных технических элементов на высокой скорости. Одним из важнейших нюансов является быстрый набор скорости после выполнения какого-либо технического элемента.

Освоение этапа совершенствования техники катания следует начинать, когда хоккеист научился хорошо выполнять базовые элементы катания и обладает достаточной силой ног, брюшного пресса и мышц спины.

Третий этап - это сочетание технических, силовых и скоростных способностей. В Северной Америке это называется "Power skating" (силовое катание).

В тренировочные программы каждой группы включены упражнения по развитию техники скольжения, переступания, выталкивания внутренним и внешним ребром лезвия, широкого скользящего шага, коротких ударных шагов, выполнения виражей, разворотов и торможений. Для большей результативности применяется видео разбор тренировок во время ежедневных собраний, чтобы каждый хоккеист мог посмотреть на себя со стороны и увидеть свои ошибки.

Скорость — это один из наиболее важных компонентов в современном хоккее.

Само понятие скорость можно разделить на две составляющие:
- скорость стартовая;
- скорость дистанционная. 

В этом разделе мы уделим внимание «стартовой скорости» и расскажем, как в ШХМ «Реванш» работают над этим элементом. Но для начала немного теории о том, что такое стартовая скорость и каково ее значение в жизни хоккеистов.

Стартовая скорость — это физическое качество, которое определяет способность хоккеиста, мгновенно переходить из состояния относительного покоя в бег с максимальным ускорением.

В развитии стартовой скорости важнейшую роль играет уровень физической подготовки. Даже у хоккеиста с хорошей техникой катания, может быть плохая стартовая скорость, если уровень его физической подготовки оставляет желать лучшего. Если у хоккеиста слабые ноги и пресс, он не сможет в течении продолжительного времени сохранять «правильную посадку», а значит лишит себя мощного толчка при разгоне, который проявляется методом пружины. Из согнутого положения нога быстро выпрямляется и осуществляет выталкивание от поверхности льда. Чем сильнее согнута нога и мощнее выталкивание, тем больше расстояние, которое прокатит хоккеист на другой (опорной) ноге.

Существует мнение, что не все хоккеисты могут развивать свою стартовую скорость. Это не так. Точнее сказать, что у одних хоккеистов она лучше от природы, а у других хуже. Но развивать свои скоростные качества способны и должны все хоккеисты. И если в ходе упорных тренировок удается повысить стартовую скорость хотя бы на 10-15%, то эффективность игры такого хоккеиста резко возрастет.

На сборах ШХМ «Реванш», юных хоккеистов делят на группы в зависимости от уровня подготовки и каждая группа занимается развитием стартовой скорости по своей программе. Группа где занимаются ребята послабее, больше времени уделяется правильной технике катания, а затем уже им объясняют азы ускорений с максимальной скоростью. В группах, куда попадают более подготовленные ребята, меньше внимания уделяется технике катания, и они больше работают над стартовой скоростью. Тут главное не спешить! Если у ребенка плохое скольжение, не хватает координации для того, чтобы плавно двигаться по льду, то не следует его обучать скоростному бегу на коньках. Для начала нужно заниматься катанием, а потом уже развивать стартовую скорость. В противном случае, придется переучиваться, а это гораздо сложнее, чем научиться сразу правильно.

Для развития стартовой скорости, мы используем множество разнообразных упражнений- от простых линейных ускорений, до упражнений с преодолением сопротивления. В качестве сопротивления используются утяжелители и напарники-хоккеисты. Развивая стартовую скорость, мы выделяем три основных компонента:

- Частота движения ног;
- Мощность выталкивания;
- Длина шага.

Комплексная и упорная работа над этими компонентами играет очень важную роль в развитии стартовой скорости. Тренировки в этом направлении мы проводим на земле и на льду, уделяя много внимания развитию физических качеств хоккеистов. В тренировках на земле применяются не только упражнения, но и подвижные игры в ограниченных площадках (для того, чтобы хоккеисты более резко двигались и быстрее думали). В ледовых тренировках, кроме выполнения самих упражнений, мы объясняем ребятам, как нужно правильно двигаться во время ускорения, как нужно дышать, куда смотреть и как правильно ставить коньки в лед.

Много написано интересных книг и журналистских статей о роли физической подготовки в хоккее. Однако споры о надобности и уровне нагрузок на ОФП в детском хоккее не прекращаются. Одни говорят, что детский организм до 12 лет нельзя подвергать ни каким нагрузкам, апеллируя остановкой роста и перегрузками. А другие сходятся на том, что «физика» необходима и начинают грузить детей на земле и давать штангу уже в раннем возрасте. В общем, спорить можно долго и кучу доводов можно привезти в поддержку каждой стороны, а тем временем юные хоккеисты подрастают и без «физики» в профессионалов им превратиться невозможно. Точку зрения наших тренеров на этот весьма острый вопрос, вы сможете узнать в этой статье. А также мы приведем вам в помощь один метод, с помощью которого вы легко сможете оценить и постоянно отслеживать уровень физической подготовки вашего ребенка.

Прямую зависимость успеваемости на льду от тренировок на земле всем продемонстрировала знаменитая на весь мир «Тарасовская система». Великий тренер и отец хоккея в СССР, отлично компенсировал недостатки хоккеистов на льду, великолепными атлетическими качествами. Не будем углубляться в историю, она всем известна и при желании можно почитать книги А.В. Тарасова, там можно узнать подробности относительно методов его работы. Сама суть заключается в том, что он сочетал упражнения из разных видов спорта и с успехом использовал их в подготовке хоккеистов. То же самое касается и детского хоккея, только с уменьшенными нагрузками.

Все без исключения тренеры ШХМ «Реванш» являются сторонниками этой системы. Конечно мы не копируем все, что написано в его учебниках, но придерживаемся самой сути. Развитие физических качеств ребенка должно начинаться еще до того, как он встает на коньки. Научить ребенка бегать, прыгать, выполнять наклоны из положения стоя и 10 раз отжиматься, могут и сами родители без помощи тренеров. И эти базовые навыки очень помогут ребенку быстрее осваивать технику движения в хоккее. В младшем возрасте стоит уделить внимание растяжке и акробатике. Этим можно начать заниматься уже в три года. А как дополнение к этому, желательно делать массаж (1-2 раза в неделю) для расслабления и разогрева мышц. Так же в раннем возрасте большую пользу принесет плавание. Этот спорт активно развивает все группы мышц нашего тела. А также, тренер по плаванию научит ребенка правильно дышать, что станет для него большим плюсом, когда он придет в хоккей. Большинство хоккеистов не умеют правильно дышать и из-за этого очень быстро расходуют силы, устают, получают не нужные травмы.

«Хорошим примером являются профессионалы. По статистике хоккеисты со слабыми физическими качествами и растяжкой получают гораздо больше травм, чем те, у кого с этим все в порядке».

Во время тренировочных сборов, мы много времени уделяем внеледовой подготовке. Это тренировки на ловкость, гибкость, беговые тренировки, кроссы, тренировки по развитию силы, игры в футбол, баскетбол, ручной мяч и т.д. В каждом возрасте уровень физических нагрузок разный. Отличается и количество тренировок по каждому отдельному направлению. Так, например, в возрасте 7-8 лет больше времени уделяется технике движений, гибкости, ловкости. Меньше времени на силовую подготовку и кроссы. А в возрасте 11-14 лет больше тренировок по развитию резкости, скорости, общей выносливости и силы.

«Во время летних сборов 2013 года, на каждой смене я руководил группой хоккеистов 2005-2004 годов рождения. Много внимания во время тренировок на земле я уделял подвижным упражнениям, в которых сочетаются разные элементы и присутствует соревновательный дух. Для детей в этом возрасте очень большую роль играют эмоции. И когда они тренируются с азартом, результат работы гораздо выше.»
Д. А. Прохоров.

Тренировки по физической подготовке должны входить в программу подготовки хоккеиста во время всего сезона. Тренировки должны быть разнообразными, интересными, направленными на развитие всех необходимых качеств. Нельзя выделять что-то одно и забывать про другое. В хоккее все должно развиваться в комплексе и нельзя забывать о пользе подвижных игр.

«На второй и третьей смене тренировочных сборов 2013 года, я был тренером одной из старших групп. Каждый день мы играли в подвижные игры. Футбол, баскетбол, хоккей на льду 4 на 4. Главной задачей этих игр является развитие скорости игрового мышления. Во время игры в футбол или баскетбол я не обращаю внимания на техническую обработку мяча, важнее увидеть нужный пас и сделать быструю передачу. На льду я уже требую и технику, и скорость, и видение игры».
А. О. Заруба.

Делая вывод всего выше написанного можно уверенно заявить, что ШХМ «Реванш» приветствует развитие физической подготовки хоккеистов по всем направлениям в любом возрасте. Мы рекомендуем всем юным хоккеистам переступать через свою лень и активно развивать уровень своей физической подготовки. Родителям на первых порах нужно заставлять ребенка заниматься, пока для него это не станет привычкой. Для тех родителей, кто не знает какие упражнения нужно ежедневно выполнять, мы можем написать индивидуальную программу тренировок для участников наших сборов в домашних условиях.

В процессе обучения целесообразно осваивать технические элементы в такой последовательности: широкое ведение шайбы с перекладыванием клюшки из стороны в сторону перед собой; бросок шайбы с длинным замахом, бросок шайбы с укороченным замахом; передача шайбы броском с длинным замахом и укороченным замахом, передача толчком; прием шайбы клюшкой; короткое ведение шайбы с перекладыванием клюшки из стороны в сторону перед собой; бросок шайбы с неудобной стороны с длинным замахом; передачи шайбы с неудобной стороны броском с длинным замахом; широкое ведение шайбы с перекладыванием клюшки по диагонали, то же вперед и назад; короткое ведение шайбы с перекладыванием клюшки по диагонали, то же вперед и назад.

В дальнейшем, совершенствуя ранее освоенные приемы, владения клюшкой, следует обучать ведению шайбы различными способами при движении спиной вперед по прямой, по виражу; ведению шайбы поочередно клюшкой и коньками, закрыванию шайбы туловищем и ногами от соперника; ведению шайбы с «подпусканием» под клюшку соперника.

Далее изучаются: броски шайбы в одно касание после боковой, встречной передачи; короткий удар, удар по шайбе с длинным замахом, бросок-удар; техника кистевого броска, удара по шайбе с укороченным замахом, передачи шайбы кистями рук; добивание отскочившей от вратаря шайбы, подправление шайбы в ворота; бросок подкидкой, передачи подкидкой, оставлением; удар с ходу по уходящей, встречной и движущейся сбоку шайбе.

Изучение сочетаний технических приемов: ведение — передача, ведение — бросок, ведение — бросок — добивание, прием — ведение — передача и др.

Потом изучаются: ведение шайбы с изменением скорости и направления движения; ведение шайбы на большой скорости в условиях ограниченной площади и скученности занимающихся, с преодолением препятствий; эстафеты и игры с обводкой стоек, партнеров, с учетом и без учета времени; выполнение технических заданий, в которые входят: ведение шайбы (без зрительного контроля), обвод стоек с помощью партнера и с использованием борта.

Далее изучают: отбор шайбы ударом по шайбе, по клюшке сбоку (выбивание), способом «метелочка» снизу (подбивание), отбор шайбы при помощи перехвата, прижатия шайбы к борту клюшкой, выбивание шайбы в падении.

После освоения основных элементов техники владения коньками и клюшкой целесообразно изучать технику некоторых финтов в такой последовательности: «изменение темпа движения»; «показал в одну сторону, ушел в другую»; «остановка — старт»; «игра на паузе»; «улитка»; «показал в одну сторону, начал перемещаться в другую, затем на полпути остановился и ушел в первоначальном направлении»; «показал в одну сторону, шайбу оставил в другой, ушел в сторону, куда показывал уход»; «змейка»; «с имитацией обводки в центр зоны, в сторону борта»: «ложные: замах, бросок, передача, потеря шайбы», «вертушка» «клюшка — конек — клюшка»; «разворот».

Но во многих случаях условия работы с юными хоккеистами не дают возможности рассчитывать на достаточное количество занятий на льду, да и использовать их нужно в первую очередь для обучения технике передвижения на коньках. Начинающие хоккеисты, не умея кататься, не могут концентрировать внимание на работе рук, поэтому, пока юный хоккеист не освоил основные приемы передвижения на коньках, процесс обучения технике владения коньками и технике владения клюшкой целесообразно разделить.

Для проведения должен быть набор необходимого инвентаря и оборудования: облегченные шайбы, пластмассовые кубики разных цветов, резиновые колечки определенных размеров, стойки, маленькие ворота, щиты-мишени, хоккейные и теннисные мячи.

В процессе обучения технике владения клюшкой в «тренировочном городке» используются следующие комплексы упражнений: координационные, подводящие, специальные упражнения на технику владения клюшкой, подвижные игры и эстафеты.

Необходимо, чтобы юный хоккеист привык держать клюшку, перемещать ее в самых различных направлениях, выполнять ею все более сложные и тонкие движения, научился двигать руками независимо от ног, в разных темпах и направлениях. Такая последовательность обеспечивает хорошее овладение техникой.

Координационные упражнения с клюшкой:

  1. перемещения клюшки, находящейся в двух руках, вверх и вниз перед собой, за спиной, в правую и левую стороны; вращательные движения;
  2. перешагивание через рукоятку клюшки вперед и назад, вправо и влево;
  3. вращательные движения клюшкой (хватом одной рукой за середину рукоятки сначала сильной, а затем слабой рукой; перехваты клюшки из одной руки в другую; подбрасывание клюшки вверх и ее ловля; перемещение клюшки перед собой, сбоку, за спиной);
  4. перехватывание кистями вверх и вниз по клюшке, находящейся перед собой, сбоку, сзади.

Все указанные упражнения выполняются сначала стоя на месте, потом в различных позах: сидя, стоя на одном и двух коленах, в приседе и т. д.

По мере освоения, учащиеся выполняют упражнения в различных сочетаниях, например, вращение с перехватами, с одновременными переступаниями вперед и назад, вправо и влево. При этом следует добиваться независимого движения рук и ног, которые не совпадают по ритму и направлению.

Подводящие упражнения:

  1. переставление крюка клюшки по кругу (не сдвигая ног); то же самое, но переступая одной ногой, и далее с переступаниями двумя ногами;
  2. перемещение крюком клюшки кубиков или резиновых колесиков вперед и назад, вправо и влево, сначала не сгибая ног, по мере освоения — с переступаниями и далее — с разворотами туловища;
  3. переставление клюшки кистями вправо и влево на месте, потом в движении, сначала без сопротивления, затем при сопротивлении партнера:
  4. упражнения на скрестную координацию в прыжках и переступаниях (прыжок вперед — клюшка назад, прыжок или шаг вправо — клюшка влево и т. д.);
  5. перемещение крюком клюшки мелких предметов (кубики, резиновые колечки, облегченные шайбы) в различных направлениях, не изменяя месторасположения пяты крюка, а затем с небольшим по амплитуде движением всего крюка вперед и назад, вправо и влево. Упражнения усложняются переступаниями, а потом выполняются в движении;
  6. упражнения, связанные с остановкой теннисного мяча после его отскока от жестко установленного барьера. После отскока мяч следует остановить крюком клюшки, ступней ноги, рукой;
  7. броски теннисного мяча через гимнастическую скамейку или барьер высотой 30—40 см. Особое внимание следует обратить на работу кистей рук при выполнении движения, обеспечивающего отрыв мяча от пола (образно говоря, как бы стряхивая капельку воды с крюка в направлении движения мяча). По мере освоения техники передачи мяча по воздуху упражнения усложняются: движения выполняются с переступаниями на месте, в движении, а вместо теннисных мячей используются облегченные шайбы;
  8. упражнения в парах на точность передачи, приема и «подработки» шайбы. Передачи производятся сначала на полу, затем по воздуху, с удобной и неудобной стороны, на месте и в движении.

Указанные упражнения выполняются слитно в различных связях и сочетаниях, как на месте, так и в движении.

Специальные упражнения на технику владения клюшкой:

  • перемещение шайбы, стоя на месте, вперед и назад, вправо и влево мягкими движениями рук, сохраняя неподвижное положение туловища. Ведение шайбы по контуру буквы П, цифры 8. Ведение шайбы с изменением амплитуды движения рук и темпа их работы;
  • ведение шайбы в движении с перекладыванием клюшки перед собой вправо-влево, сбоку вперед и назад, не отрывая крюка, толчками перед собой, сбоку, по дугам, с закрыванием туловищем, по контуру цифры 8 в движении, короткое ведение (рубка или дриблинг), ведение шайбы с асинхронной работой рук и ног (по ритму и «скрестности» в направлении);
  • ведение шайбы в разных направлениях при различных исходных положениях (стоя на коленях, сидя, лежа и т. д.).
  • В данном разделе речь идет об одной из самых частых и стандартных игровых ситуаций, с которой хоккеисты сталкиваются в каждом матче и не один раз. Игра нападающего против защитника, или говоря на хоккейном языке, один в один! Такое упражнение делают дети, начиная с восьми лет, в каждой спортивной школе (где-то и раньше). И вроде бы в нем нет ничего особенного, но это только кажется. Если подойти к этому упражнению со всей ответственностью, его можно выполнять часами на каждой тренировке и все равно будет над чем работать.

    Секрет этого упражнения состоит в том, что участие в нём принимают два хоккеиста (противники!). Задача одного - обыграть и забить гол, а задача второго - всеми силами помешать пройти к своим воротам. И не один из них не собирается уступать своему оппоненту! В таком противостоянии, кроме умения хорошо кататься и владеть шайбой, добавляется умение думать (и причём, очень быстро), а вот это уже получается не всегда!

    На наших сборах в ШХМ «Реванш» мы учим ребят выполнять упражнение один в один в разных ситуациях и ставим перед игроками разные задачи для усложнения. Мы разбираем в отдельности действия защитников и нападающих, отрабатываем подводящие упражнения, и после этого переходим к игре один в один. Благодаря регулярной работе над этим элементом и объяснением правильности действий, нам удается достигнуть хороших результатов. А дальше мы закрепляем изученный материал, постоянно усложняя упражнения и совершенствуя мастерство хоккеистов.

    В игре один в один защитникам и нападающим, следует уяснить несколько основных принципов:

    • Защитникам.
      1. Основой для защитника является хорошее катание лицом и спиной вперед, а также умение быстро выполнять переходы от положения лицом вперед к положению спиной вперед.
      2. Во время отбора нельзя опускать голову на шайбу, которая находится на клюшке противника. Смотреть нужно в тело противника (для начала ориентируйтесь на животе, так вы сможете видеть и как двигается и шайба, и куда наклоняется корпус).
      3. Клюшка в руках защитника должна работать, принимая активное участие в отборе шайбы.
      4. Научитесь правильно выбирать момент для силового контакта с противником. Не бросайтесь!
    • Нападающим.
      1. Обыгрывать защитника следует на ускорении, так легче обкатить противника за счет разницы скоростей. Резко ускоряясь перед оппонентом, вы получаете преимущество в скорости, так как ускориться лицом гораздо легче, чем спиной.
      2. Учитесь одновременно работать ногами и выполнять технические приемы обводки. Такое умение сильно усложнит жизнь вашим противникам.
      3. Играя в углу площадки, не выключайте ноги (так защитнику сложнее разгадать ваше направление движения).
      4. Мыслите не стандартно! Будьте смелее в своих идеях! Когда у вас получается сделать то, о чем другие и не догадываются, вы имеете огромные шансы на успех.
      5. Играя против защитника, используйте замедления и ускорения своих движений. Это касается рук, ног, корпуса и головы.

    Бросковая подготовка является одним из ключевых элементов хоккейного мастерства.

    Если «разобрать на части» понятие бросок (и щелчок тоже), то можно выделить несколько элементов:
    - точность;
    - сила;
    - внезапность.

    Принцип бросковых тренировок в ШХМ «Реванш» строится на отдельной (точечной) работе с каждым из этих элементов. Одни упражнения направлены на развитие точности броска, другие на внезапность (бросок в неожиданный для противника момент). Силу броска мы развиваем на отдельных тренировках вне льда, для этого используются некоторые тренажеры и комплекс физических упражнений. Конечно, мы требуем от ребят бросать шайбу как можно сильнее на льду, но целенаправленная тренировка по развитию силы броска вне льда, приносит более ощутимые результаты.

    В процессе тренировок мы часто совмещаем бросковые упражнения с упражнениями по дриблингу, так ребятам легче представить игровую ситуацию, в которой они совершают бросок, так как мы делаем акценты на специфику амплуа каждого хоккеиста. Защитники учатся бросать с дальних позиций, из длинного перепаса скатывать шайбу под бросок в одно касание, открываться под бросок из- под опеки противника. Нападающие отрабатывают всевозможные варианты бросков с пятака, после выхода на ворота с краю и из-за ворот, бросок в одно касание, замыкать шайбу на штанге, открываться под бросок с ходу, бросать из- под противника, бросать, не заканчивая до конца обводку и т. д.